Профессор градов борис никитич реальный

Профессор градов борис никитич реальный

Московская сага википедия

Автор Дмитрий Ким задал вопрос в разделе Естественные науки

Борис Никитич III Градов — жил ли такой врач в реале? или это вымышленный персонаж сериала? и получил лучший ответ

Ответ от НАТАЛИ-Я[гуру]
В фильме показана судьба семьи профессора медицины Б. Н. Градова с середины 20-х до середины 50-х годов XX века на фоне событий новой истории советского государства.
Борис Никитич III Градов — профессор медицины, один из выдающихся российских (советских) хирургов, представитель династии русских врачей. Сыновья и дочь хирурга не продолжили семейную традицию, избрав другие профессии. Старший сын Никита стал военным, Кирилл — теоретиком марксизма, дочь Нина — литератором.
Семью профессора Б. Н. Градова подвергли репрессиям. В 30-е годы сыновья и жена старшего сына были арестованы: старший был арестован по делу военных, младший — по обвинению в троцкизме, отбывали наказание в сталинских лагерях (Колыма, Воркута) . Сам профессор был арестован в 1952 году по делу врачей.
Три поколения Градовых находились в авангарде российской интеллигенции и ключевые события в жизни государства происходили при их непосредственном участии.

На протяжении периода существования советского кино теоретические и творческие искания проводились не изолированно от идейных целей и задач, поставленных перед искусством партийным руководством. Все годы основной задачей режиссеров-постановщиков было создание правдивых образов героев-современников, среди которых были и маршалы СССР. Эстафету в несколько измененном виде принял российский кинематограф, более свободный от жесткой цензуры.

Пути решения. Жуков

Путь к решению поставленных задач был найден многими советскими кинематографистами. Выдающиеся полководцы получили не одно киновоплощение, в том числе и маршалы СССР. Список лент, в которых фигурируют полководцы, насчитывает более 100 кинокартин. Например, Георгий Константинович Жуков изображался многими отечественными постановщиками.

Самыми его удачными образами могут похвастаться фильмы:

  • «Падение Берлина»;
  • «Клятва»;
  • «Весна на Одере»;
  • почти все фильмы с Михаилом Ульяновым – «Освобождение», «Трагедия века», «Если враг не сдаётся. », «Битва за Москву», «Звезда эпохи» и др.

Георгий Константинович глазами режиссеров двухтысячных

Но более ярко личность «маршала Победы» показали российские шедевры, отснятые после 2000 года: «Генерал», «Ликвидация», «Московская сага», «Десантный батя», «Дети Арбата», «Фурцева», «Трофейное дело маршала Жукова», художественный телесериал «Жуков», «Белый тигр» и «Сталин с нами».

Основным творческим достижением советского кино было создание целой галереи подлинно народных характеров. Эти образы, конкретно воплотившие черты нового советского гражданина, воспитанного партией, стали для людей образцом для подражания.

Исторические события через личную судьбу

Каждый творец пытался раскрыть тему патриотизма, героизма советских людей через личную судьбу своего героя. Кинематографисты стремились показать своих персонажей в реальных исторических условиях, непосредственным образом влияющих на формирование их личности и характера. Не уступает по количеству киновоплощений Жукову и маршал СССР, главнокомандующий двух стран (Польши и СССР), Константин Константинович Рокоссовский. Его образ доносят до зрителя следующие советские художественные фильмы: «Падение Берлина», «Сталинградская битва», киноэпопеи «Освобождение», «Битва за Москву», «Солдаты свободы».

К сожалению, после распада СССР его персону зритель может лицезреть всего в двух картинах – «Сталинград» (1990) и «Трагедия века» (телесериал). Перечисленные киноленты, утверждающие патриотизм всех граждан СССР, были невероятно актуальными в победной обстановке советского народа над фашистской военной угрозой.

Образ маршала Чуйкова в кино

Василий Иванович Чуйков входит в небольшой список, в котором собраны маршалы СССР. Его личность фигурирует в таких кинолентах, как «Сталинградская битва» (1949) режиссера В. Петрова, «Падение Берлина» Михаила Чиаурели, «Освобождение» (1972 г.), «Сталинград» (1990 г.) и «Великий полководец Георгий Жуков» Юрия Озерова, «Бункер» (2004 г.) Оливера Хиршбигеля и фильм «Жуков» (2012 г.) Алексея Мурадова.

Читайте также:  Сколько времени готовить лосось в духовке

В перечисленных картинах предстали перед зрителем выдающиеся маршалы СССР. Список картин далеко не полный, его можно продолжать еще очень долго.

Киновоплощения А. М. Василевского

Александр Михайлович Василевский, маршал Советского Союза, был начальником Генштаба и принимал непосредственное участие в разработках и осуществлении всех крупных военных операций в годы ВОВ. Он лично руководил штурмом Кенигсберга. А с 1945 года командовал советскими войсками в войне с Японией. Маршал СССР Дальний Восток знал, как свои пять пальцев, о чем свидетельствуют документальные фильмы, освещающие его тернистый жизненный путь: «Забытая Победа» (о Маньчжурской наступательной операции), «Полководцы» (1988 г.), «Исторические хроники» (1943 г.).

«Московская сага»

Вот и в сериале «Московская сага», снятом по одноименной трилогии известного автора Василия Аксенова, присутствует интересный персонаж – Градов Никита Борисович, маршал СССР. Доподлинно известно, что это исключительно литературно-кинематографический персонаж. Но, возможно, у него есть реальный прототип среди выдающихся исторических деятелей Советского Союза. Сюжет сериала построен на истории жизни целых трех поколений интеллигентной семьи Градовых, начиная с 20-х и заканчивая 50-ми годами ХХ столетия. В целом режиссеру Дмитрию Барщевскому удалось передать и характер того времени, и атмосферу целой эпохи.

В проекте присутствует и художественный вымысел, и масса исторических неточностей, но это не портит общего впечатления от просмотра фильма. Каждый эпизод, каждый интерьер сняты по-настоящему, не наблюдается ни единой небрежности в самых мельчайших деталях. Актерский состав впечатляющий: Юрий Соломин (Б. Н. Градов), непревзойденная Инна Чурикова (Мэри Градова), колоритный Александр Балуев (старший сын Никита Градов, маршал СССР), Алексей Кортнев, Кристина Орбакайте, Сергей Безруков, Дмитрий Харатьян и другие звезды отечественного кинематографа. Этот сериал – грандиозный проект, который вдохновляет, вызывает гордость, воспитывает чувство патриотизма.

Волнующая тематика

Показ сериала «Московская сага» доказал, что события периода 20-х – 50-х годов прошлого века волнуют отечественную общественность, вызывая горячие споры. Многие зрители пребывали в шоковом состоянии после просмотра серии, в которой присутствовала сцена, где еще генерал (в перспективе маршал) Никита Градов осмелился возразить Сталину. Большинство мучилось вопросом: мог ли такой разговор произойти в той сумбурной, жестокой действительности? Историки дают утвердительный ответ. Возразить Верховному рискнул К. Рокоссовский, который во время обсуждения наступления с невероятной силой убеждения отстаивал свое мнение. И Сталин согласился, хотя дерзкую попытку оспаривания своих соображений запомнил, а убедившись в правоте Рокоссовского, назначил его маршалом.

Художественный персонаж Градов Никита Борисович, маршал СССР, многими чертами и поворотами судьбы напоминает Рокоссовского. Оба были арестованы в конце 30-х годов и освобождены накануне или в ходе ВОВ. Прототип и реальный человек были любимцами Сталина и пользовались большим успехом у противоположного пола.

Новые претенденты

Но, в отличие от персонажа Градова, маршал Рокоссовский не погиб при трагических обстоятельствах в последние дни сражений. Он командовал Парадом Победы. Если попытаться установить, кто из советских легендарных командиров погиб на территории Германии, на ум приходит командующий Белорусским фронтом – генерал Иван Черняховский. Но киношная гибель Градова похожа на смерть командующего Украинским фронтом Николая Ватутина. Вместе с колонной сопровождения он попадает в засаду. Ватутин, отослав в штаб офицера с секретными документами, остался на месте боя, получил тяжелое ранение несовместимое с жизнью.

Единственным отличием реальной трагедии от происшествия в фильме является то, что засаду организовали не фашистские захватчики, а их пособники бандеровцы. Так что ответить однозначно на вопрос, какие маршалы СССР стали прототипом для кинематографического героя, не представляется возможным. Создавая образ Градова, Аксенов использовал судьбы Рокоссовского, частично Ватутина и Черняховского.

Читайте также:  Гарнир к гречневым котлетам

"Поколение зимы», "Война и тюрьма», «Тюрьма и мир» эти три романа составляют трилогию Василия Аксенова «Московская сага». Сразу после выхода книги в США американские критики окрестили ее «Войной и миром» XX века». Подобно классической эпопее, «Сага» повествует о ключевых событиях российской истории от постреволюционного до «оттепельного» времени, показанных через историю одной московской семьи — врача Градова (личного доктора Сталина), троих его детей и внуков.

Как у Толстого, у Аксенова вымышленные персонажи действуют наравне с историческими — Фрунзе, Сталиным, Берией и т.д., батальные и эпические сцены перемежаются с бытовыми, мелодраматическими. Автор Василий Аксенов сказал по этому поводу, что из «Войны и мира» теперь получилась бы отличная мыльная опера.

Аксеновская «Московская сага» станет не только телесериалом, но и кинофильмом. Сначала его хотели назвать «Серебряный Бор», по названию местности, где находится родовой дом семьи Градовых, но позже все-таки остановились на «Московской саге».

Первоначальные планы менялись не раз. Градова должен был играть Калягин, а не Соломин. Василий Аксенов настаивал, чтобы роль Нины играла Чулпан Хаматова, актриса Театра «Современник», но режиссер остановился на Ольге Будиной. Сталина должен был играть Игорь Кваша, а сыграл банкир с актерской фамилией Миронов. Чтобы уговорить Инну Чурикову, для ее героини сценарист написала целую серию эпизодов. Говорили, что ожидается приезд из Америки в Москву актрисы Елены Соловей.

Менялось и количество серий. Вначале говорили о 12-ти, потом о 24-х, остановились на 26-ти.

Прототипы

Съемки длились полтора года. Режиссер-постановщик — Дмитрий Барщевский — снимал «Сагу» по закону большого кино. Каждый кадр, каждый интерьер — все по-настоящему, никакой небрежности в деталях. Снимали кинометодом. Использовались реальные интерьеры. Чтобы воссоздать родовое гнездо Градовых — восстановили старую дачу в Серебряном Бору. Это подлинная дача Косиора.

С 1938 года в ней никто не жил. По окончании работы в доме хотели устроить музей «Московской саги», музей времени. Специально для съемок восстановили часть интерьера гостиницы «Москва», после здание снесли.

— У Никиты Градова есть прототип, — говорит Василий Аксенов.— Во-первых, это маршал Рокоссовский. У него была судьба, похожая на судьбу Никиты Градова. Во-вторых, генерал армии Черняховский, который был убит в последний день войны шальным снарядом. Я это переделал на фаустпатрон немецкого школьника, и в общем две такие судьбы соединены вместе в военных сценах. А в довоенных — это те же Тухачевский и все погибшие при чистках и в застенках герои гражданской войны. Вот такие люди. Что касается вообще всего семейства, то у меня были прототипы из моего собственного прошлого. Я из Казани. А в Казани всегда существовал такой клан казанской профессуры. И вот одним из них была семья Вишневских, хирургов. Александр Васильевич Вишневский — Александр-первый, Александр Александрович Вишневский-второй и Александр Александрович Вишневский-третий.

Градовы оказались Борисовичи. Борис-четвертый там в конце концов образовался. Я их знал, этих Вишневских. Со вторым мама была одноклассницей в школе, и он был главным хирургом Советской Армии. Я его встречал в Москве, а уже будучи писателем, я вдруг получил приглашение его навестить. Пришел на улицу Алексея Толстого в шикарный цековский дом, и там генерал-полковник Вишневский меня встретил. И мы беседовали, вспоминали прошлое.

— Это все основано, между прочим, на моих личных воспоминаниях,— подчеркивает Аксенов.— Там, кстати говоря, сам я появляюсь в девятнадцатилетнем возрасте. Некий тинейджер Вася на теннисном соревновании появляется в парке ЦДК. А что касается Васи Сталина, то мой друг тех лет — чемпион Прибалтики по плаванию — как раз был захвачен рекрутирующими офицерами и насильно привезен из Таллинна в Москву. Вот от него я очень много узнал.

Читайте также:  Жарить печень во сне

Соломин чуть не умер

«Мы делали фильм о семье и делали его семьей, — говорит режиссер Дмитрий Барщевский. — Автор сценария Наталья Виолина — моя жена, продюсер Антон Барщевский — мой сын, кастинг-директор Дарья Виолина моя дочь. Арт-директором у нас работал сын Аксенова. Это семейная история, и ее нельзя сделать по службе. Это вопрос душевный. Во время работы над картиной несколько людей поженились, родилось девять детей. Мы прожили огромную жизнь вместе, и никто не хотел уходить с картины. Балуев, когда его герой погиб, просил переписать сценарий.

«Саша, — говорили ему, — сцена, где ваша жена на вашей могиле с другим мужчиной, уже снята». «Надо же, — шутил Балуев, — мне и при жизни казалось, что она плохо себя ведет». Я пока не знаю, что скажут зрители, но мы прожили замечательные годы, работая над фильмом».

Многие звезды в «Московской саге» попробовали себя совершенно в новом амплуа. Дмитрий Харатьян сыграл отрицательного героя — лагерного конвоира тридцатых годов, некоторые критики называют это его лучшей ролью. (Кстати, в жизни Балуев и Харатьян — друзья.) Кристина Орбакайте настолько погружалась в атмосферу и вживалась в свою героиню Веру Горда(у нее тоже есть прототип — певица Нина Дорда), что уезжала домой, не разгримировываясь, с прической тех лет.

— По-моему, произошла какая-то реинкарнация, — говорит певица, — потому что мне показалось, что я оттуда, из того времени. Несмотря на то, что роль моя, согласно сценарию, завершена, со мной пока не хотят расставаться, и роль все время дописывают и дописывают, наверное, скоро она перейдет в разряд главных. Аксенов уже махнул на все рукой.

Грим настолько менял Алексея Кортнева, что даже члены съемочной группы не сразу узнавали его на площадке в роли старомодного и благородного Вадима Вуйновича.

Ольга Будина часто сама придумывала себе костюмы, рисовала, шила и едва не начала писать стихи, как ее героиня — поэтесса Нина Градова.

Все вещи в сериале настоящие, найденные у коллекционеров, в музеях, архивах и просто в частных домах: 734 костюма, из них более двухсот — истинный раритет.

Инна Чурикова сыграла Мэри Градову — женщину, в которой течет грузинская кровь. Иногда она приезжала на съемку со своей помощницей по дому грузинкой Мананой для придания точности «национальным» деталям. Сын Чуриковой Иван сыграл оператора кинохроники, раньше он был дипломатом, а теперь занимается ресторанным бизнесом.

Юрий Соломин в самом конце съемок перенес сложную операцию на сердце. Актер тяжело переживал смерть брата Виталия Соломина, почти не выходил из своего кабинета в Малом театре. На съемки в «Московской саге» согласился не сразу, говорит, не пожалел. Даже привел своего пса Маклая, он сыграл градовского Пифагора. Но под конец работы у Соломина стало плохо с сердцем, его срочно госпитализировали, врачи сказали, что нужна экстренная операция. Ее сделали в Италии. Позднее актер сокрушался: «Как жаль, что уже почти все снято, теперь, после месяца наблюдения за работой хирургов, я сыграл бы эту роль гораздо точнее. »

Ссылка на основную публикацию
Продукты без клетчатки список продуктов
Диета с низким содержанием клетчатки ограничивает волокно и другие продукты, которые трудно переваривать. Волокно состоит из растительного материала, который организм...
При какой температуре растет польский гриб
Осень – самая пора для сбора грибов. Конечно, они растут и летом, и весной, а некоторые виды даже зимой. Но...
Принцесса изабелла фортуна кастильская википедия и сулейман
Сериал «Великолепный век» остается в числе любимых для многих зрителей. Этому послужил отличный сюжет, красивые костюмы и талантливые актеры. Однако...
Профессор градов борис никитич реальный
Московская сага википедия Автор Дмитрий Ким задал вопрос в разделе Естественные науки Борис Никитич III Градов - жил ли такой...
Adblock detector